Музыкальная гордость России

      Комментарии к записи Музыкальная гордость России отключены

Библиотека имени В.М. Шукшина присоединилась к межрегиональной библиотечной акции «Чайковский.Звуки.Книги», организованной МБУК РГ ЦБС Библиотекой имени М. Горького МНО, приуроченной к 180-летию русского композитора П.И. Чайковского.

Я желал бы всеми силами, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и опору!» П. И. Чайковский.

Музыка Чайковского (1840-1893) охватывает широкий круг жанров, раскрывающих глубинные психологические процессы человеческой души посредством их остродраматических внутренних столкновений. Феномен композитора заключался в том, что его музыка пользовалась огромной популярностью при жизни не только в России, но и за рубежом, став «жизненной необходимостью» (Б.Асафьев); в наши дни интерес к ней не угасает, реализуя мечту композитора о том, чтобы росло число людей, неравнодушных к его творчеству.

Симфоническое наследие П.И.Чайковского составляют 8 симфоний. Композитор относился к симфонии как жанру лирическому, что было для его времени необычным. Именно здесь сформировались основные образы и идеи его творчества, пронизывающие всю музыку: противостояние душевной красоты, человечности и – неизбежности, рока, слепой силы ненависти.

Оперное творчество Чайковского многогранность и богатство образного мира героев при относительно несложных по замыслу и драматургии сюжетах; развитие образов протекает в острых, напряженных психологически ситуациях; характеристика героев основывается на певучих мелодиях широкого дыхания (композитор считал, что опера без мелодии – не опера).

Оперы Чайковского проходят в целом путь эволюции в сторону кристаллизации нового жанра. «Воевода», первая опера, развивает линию народно-бытовую, драматическое развитие в ней не играет определяющей роли. «Ундина» в основе содержит фантастический сюжет, продолжая глинкинские традиции; в основе оперы «Опричник» — сюжет исторический. Черты лирико-комической и фантастической оперы находим в «Кузнеце Вакуле». Начиная с пятой оперы «Евгений Онегин» развиваются черты лирико-психологической оперы. Далее следуют «Орлеанская Дева», «Мазепа», «Чародейка». Вершиной оперного творчества выступает «Пиковая Дама» (1890) как образец трагической оперы. Завершает оперное творчество композитора одноактная опера «Иоланта» (1891), являющаяся первым шагом на пути к камернизации оперы, что составит отдельную ветвь музыки ХХ в.

Опера «Пиковая дама»

«Пиковая дама» — вершина оперного творчества Чайковского, шедевр русской и мировой классики, по мастерству, по единству и цельности развития представляет уникальное явление.

Обращение П.И.Чайковского к жанру балета не случайно. Его дарованию свойственно ощущение пластичности музыки. Он создал 3 балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Балетная музыка, которую делали просто удобной для танца, у Чайковского поражает глубиной содержания и богатой эмоциональной окраской.

Балет «Лебединое озеро».

Балет «Лебединое озеро» — романтическая повесть о любви и верности. Музыкальный критик Г. А. Ларош по поводу балета «Лебединое озеро» писал: «Мелодии, одна другой пластичнее, льются, как из рога изобилия». Поэтическое содержание и вдохновенная музыка балета определили его популярность, растущую с каждым годом.

«Щелкунчик» — яркий , праздничный балет, поражающий искрометной будоражащей душу мелодией по сказке Гофмана /в обработке Дюма/.

Балет «Щелкунчик».

Романсы составляют богатейшую часть творчества Чайковского. Они различны по настроению: радостны и светлы такие романсы как «То были раннею весной», «День ли царит», драматичны романсы «Ночь», «Снова, как прежде, один». Ряд романсов связаны с темой природы («Благославляю вас, леса», «Растворил я окно»). Глубоко и правдиво переданы различные чувства и настроения. Ведущей является лирическая тема. Тексты романсов принадлежат различным поэтам, в основном русским: А.Толстой, Пушкин, Фет, Майков и другие.

Романс П.И. Чайковского в исполнении Д. Хворостовского.

Творческое наследие Чайковского вошло неотъемлемой частью в мировое искусство уже при его жизни, с конца XIX века, в XX веке популярность музыки Чайковского достигла огромных размеров. Воздействие наследия Чайковского на XX век сказалось не только посредственно через его творчество, но и через те традиции его творческой и общественной деятельности, которые развились и укрепились музыкантами следующих поколений. Чайковский внес новое почти в каждую область музыкального искусства. Особое влияние творчество Чайковского оказало на исполнительскую культуру XX века — на развитие музыкального театра, на дирижерское и исполнительское искусство. Воздействие проявилось в усилении внимания к психологическому началу и к процессу воспроизведения, развития образа. Музыка Чайковского принадлежит к тем явлениям искусства, которые имеют непреходящее значение в истории культуры всего человечества.

Н. Ряшенцева.