Библиотека имени В.М. Шукшина присоединяется к акции #Война_глазами_художников.
Акция-челлендж проводится в рамках празднования Года памяти и Славы в Российской Федерации, посвящена 75-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Организатор акции — Красноармейская сельская библиотека МУК НКК с. Аракаево Нижнесергинского района. Свердловской области.
Искусство и война. Творчество и уничтожение. Созидание и истребление. Вещи, казалось бы, несовместимые, по сути и противоположные по цели. Но бывают в человеческой истории эпохи чрезвычайные, небывалые по масштабу испытаний и по значению в жизни людей, когда решается вопрос о самом существовании нации, её государства и культуры, о её праве на будущее. И тогда противоположности встречаются в поединке – по принципу: кто кого?
Именно такой эпохой в жизни нашего народа была Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Нашему народу довелось заплатить самую высокую за победу в той войне… Люди всех профессий и творческих призваний внесли свой вклад в общее дело сопротивления врагу. Неудивительно, что живопись как наглядная форма отражения мира и творческого отношения к нему стала настоящим рубежом обороны в начале войны и мощным оружием победы – в её итоге.
Борис Михайлович Неменский родился в 1922 году в Москве. Ему было всего 19 лет, когда, окончив училище, он был призван в армию и направлен в Студию военных художников имени М.Б. Грекова. И это, как он сам считал, стало для него первым серьёзным самостоятельным шагом: «…шагом в жизни и к жизни. Шагом, – как он верил, – к искусству. Здесь, на войне, родились многие его работы – о бойцах, о тех, кто трудился в тылу, о детях… Сколько горя, потерь… Но, были и те редкие моменты, когда смерть и беда отступали, и жизнь отвоевывала своё » .
Фронт для Бориса Неменского стал основной школой жизни. О ней по-солдатски правдиво и искренне он рассказал в своих картинах. Уже в мирные годы его память не раз возвращалась к тем суровым военным будням. Картина «Солдаты-отцы» написана художником в 1971 году. Одна из главных тем, к которой постоянно возвращается в своем творчестве Борис Михайлович Неменский, — тема отцовства: «Незащищенность, доверчивость, открытость детства — и сила, право и труднейшая обязанность отца решать и отвечать». Память чувств возвращается к первым дням войны, когда в практически стертом отступающими фашистами с лица земли промерзшем городе бойцы нашли чудом уцелевшую девочку. Она была вся в морщинках, как старушка, и не могла даже плакать. «Я помню, сколько было заботы и боли во всех действиях солдат по отношению к девочке. Сколько неловкой нежности… и едва сдерживаемой ненависти: виновники бедствия были не за горами», — напишет в своих воспоминаниях художник.
В картине реальная история приобретает символическое звучание: солдат — спаситель жизни, чувства солдата, как чувства отца, — стремление защитить. На фоне разрушенных печей и воронок от снарядов крошечная девочка, окруженная солдатами, как огонек спасенной жизни в плотном защищающем кольце. Свет исходит от маленькой фигурки, освещая лица солдат, именно он «согревает их сердца, дает силу продолжать свою миссию».
В творчестве художника темы, связанные с войной, стали обращением не только в прошлое, но и в будущее, которое так хотелось видеть мирным, несмотря на сложные моменты в истории страны. Великая Победа ушла в историю, но нельзя забыть саму суть — подвиг солдат и генералов, работников тыла, женщин и стариков, совсем юных подростков… Это был подвиг целого народа.
В. Хромова.