ПЕВЕЦ ЗЕМЛИ ДОНСКОЙ

      Комментарии к записи ПЕВЕЦ ЗЕМЛИ ДОНСКОЙ отключены

Библиотека имени В.М. Шукшина присоединилась к краеведческой акции «Певец земли Донской», которую проводит Николаевский отдел МБУК Песчанокопского района Межпоселенческой центральной библиотеки в рамках 115-летия со дня рождения Михаила Александровича Шолохова.

Особое место в романе «Тихий Дон» занимает описание природы великим писателем.

Природа у Шолохова в романе «Тихий Дон»  – это отражение состояния души человека. Мятущаяся, кричащая, красивая и светлая, она показывает, как меняется человек. Пейзаж в романе  соотносится с бурной рекой человеческих судеб. Своей красотой они оттеняют душевный мир героев, охваченных высокими стремлениями и светлыми чувствами, а также несовершенство человеческоназвание М.А. Шолохов выбрал не случайно. Тихий Дон — река, с которой связана вся жизнь донских казаков. Но почему автор использует эпитет «тихий»? Река только с виду спокойная и ровная. Водная гладь таит в себе невероятные тайны, подарки и опасности бытия и людскую жестокость.

            Вот как Шолохов описывает начало апреля. «Шла весна. Сильнее пригревало солнце. На южных склонах бугров потаял снег, и рыжая от прошлогодней травы земля в полдень уже покрывалась прозначной сиреневой дымкой испарений. На сугревах, на курганах, из-под вросших в суглинок самородных камней показались первые ярко-зеленые, острые ростки травы медвянки. Обнажилась зябь. С брошенных зимних дорог грачи перекочевали на гумна, на затопленную талой водой озимь. В логах и балках снег лежал синий, доверху напитанный влагой; оттуда все еще сурово веяло холодом, но уже тонко и певуче звенели в ярах под снегом невидимые глазу вешние ручейки, и совсем по-весеннему, чуть приметно и нежно, зазеленели в перелесках стволы тополей.»

            Напряжение судьбы героев  сложно передать без пейзажных картин. Так, Наталья,  обиженная на мужа женщина трудится в степи. Она надломлена изменами, предательством мужа. Наталья шлет проклятия Григорию. Природа бунтует вместе с героиней. Но страшно вызывать гнев стихий. Гроза начинается с нелепой тучки, но за мгновение надвигается буря. Женщина рыдает, стонет, но нет слез, зато природа грохочет и поливает землю. На фоне тучи, закрывшей полнеба, черной и грозной, красивая Наталья становится «незнакомой и страшной». Сцена грозы предвещает гибель, но чью? Самой героини. В этом метафоричность авторской позиции и силы мыслей.

            Картины природы в романе «Тихий Дон» точные, в мельчайших подробностях передающие особенности природы Верхнего Дона, выразительные благодаря яркой метафоричности и колоритному языку, имеют самостоятельную художественную ценность. Но они всегда связаны или с сюжетным движением романа, или с внутренним состоянием героя. При изображении природы автор использовал принцип эпического параллелизма. Пограничное состояние природы, замершей в ожидании грандиозных перемен, – параллель состоянию казачьих хуторов, затаивших дыхание накануне Верхнедонского восстания. Пейзажи придают событиям романа эпический размах и вместе с тем наполнены лиризмом. Иногда лирическое начало выходит на первый план и тогда со страниц романа начинает звучать голос самого автора: «Степь родимая!  Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донской, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь!»

Н. Ряшенцева.