Самый русский композитор. Сергей Рахманинов

      Комментарии к записи Самый русский композитор. Сергей Рахманинов отключены

Творчество этого композитора часто определяют словами «самый русский композитор». Эта емкая характеристика выражает как неповторимую поэтику стиля Рахманинова, так и его место в исторической перспективе мировой музыки.


Сергей Васильевич Рахманинов, величайший композитор, дирижер и пианист ХХ века, родился 1 апреля 1873 года в с. Семёново Новгородской губернии.

Отец композитора, Василий Аркадьевич, происходил из дворян Тамбовской губернии. Семейное предание ведёт происхождение рода Рахманиновых от «внука молдавского господаря Стефана Великого» Василия, прозванного Рахманиным.

Рахманинов с раннего детства проявивший талант к музыке, но учился он плохо, прогуливал занятия и был переведен из Петербурга в Москву, в частный пансион известного музыкального педагога, профессора Московской консерватории Н.С. Зверева. В пансионе Зверева царила строгая дисциплина: ученики должны были вставать рано утром и заниматься по шесть часов в день.


В 24 года Рахманинов, по приглашению Саввы Мамонтова, стал вторым дирижёром Московской русской частной оперы, где работал всего в течение одного сезона, однако успел внести заметный творческий вклад и прославился как дирижёр. Там же его другом стал Фёдор Шаляпин.

Успешная карьера была прервана 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии. Композитор А.К. Глазунов тогда загорелся идеей познакомить столицу с музыкой молодого московского таланта, но премьера окончилась полным провалом. Особенно огорчил Рахманинова отрицательный отзыв Н. А. Римского-Корсакова, с которым он познакомился в Московской русской частной опере и чьё мнение очень ценил.

В 1901 году закончил свой Второй фортепианный концерт, создание которого ознаменовало выход Рахманинова из кризиса и одновременно — вступление в следующий, зрелый период творчества. Вскоре он принял приглашение занять место дирижёра в московском Большом театре, где два сезона дирижировал весь русский оперный репертуар.


В 1906 году, оставив Большой театр, Рахманинов совершил путешествие по Италии, на три года поселился в Дрездене, где плодотворно сочинял. В 1909 году Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая как пианист и дирижёр. В том же 1909 году был написан Третий фортепианный концерт.

В середине января 1918 года, выехав из России, Рахманинов отправился через Мальмё в Копенгаген. Вплоть до 1926 года Рахманинов не писал значительных произведений. Творческий кризис продолжался около 10 лет. Многие знакомые связывают это с глубокой тоской по родине, разлуку с которой он болезненно переживал.

 Рахманинов общался в основном в среде русских эмигрантов, окружил себя русскими друзьями и русской прислугой, предметами, напоминавшими о родине. По воспоминаниям родственников, только общаясь с русскими он был весел и доволен. За все годы в эмиграции у Рахманинова почти не было друзей-иностранцев, одним из немногих исключений был Фредерик Стейнвей, производитель роялей.

Отрицательно относясь к советской власти, Рахманинов тосковал по утраченной России, известие о нападении Германии на СССР потрясло его. В годы Великой Отечественной войны он дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых анонимно направил в фонд Красной армии и советовал всем русским эмигрантам тоже внести свой вклад. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».

Последнее произведение Рахманинова — Симфонические танцы, ярко воплощающее все особенности музыкального стиля Рахманинова, многие сравнивают с романом М. Булгакова «Мастер и Маргарита», законченным в это же время (1941).


Ивановка

Значительный период жизни композитора, с 1890 по 1917 год, был связан с усадьбой. Здесь зарождались и получали первоначальное воплощение многие творческие замыслы С. В. Рахманинова.

К 1922 году все строения Ивановки были уничтожены во время Революции и Гражданской войн (усадьба оказалась в эпицентре крестьянского восстания 20-21 годов ХХ века).

Воссоздание Ивановки началось в 1968 году. Торжественное открытие музея-усадьбы состоялось 29 июля 1982 года.

В настоящее время Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка» является крупнейшим мировым центром сохранения и трансляции российского культурного наследия, связанного с жизнью и творчеством Сергея Рахманинова. В Ивановке проходят научные конференции, музыкальные фестивали, конкурсы.

 «К нашей усадьбе примыкала небольшая, около 100 дворов, деревня Ивановка. Вокруг нас простирались бесконечные поля, сливавшиеся на горизонте с небом. Вдали, на западе, виднелась колокольня нашей приходской церкви, находящейся в пяти верстах от Ивановки. На севере — чья-то ветряная мельница, на восток — ничего кроме полей, а на юг — наш осиновый лес. На протяжении многих верст вокруг Ивановки эти осины и наш сад около дома, были единственными деревьями среди полей» (С.А. Сатина).


Влияние музыки Рахманинова

Мелодия песни «I Think of You», вошедшую в альбом 1957 года «Where Are You?» американского певца Фрэнка Синатры, основана на лирической теме из Концерта для фортепиано с оркестром №2 Сергея Рахманинова.

Мелодия популярной песни «All by Myself», появившейся в 1975 году и наиболее известной в исполнении Селин Дион, полностью заимствована её автором американским музыкантом Эриком Карменом из Концерта № 2 для фортепиано с оркестром Рахманинова.

Фронтмен группы Muse Мэттью Беллами указывает на большое влияние творений Сергея Рахманинова на его музыкальный стиль, являющийся сплавом классической музыки и британского рока. Так, композиции «Space Dementia», «Megalomania», «Ruled by Secrecy» содержат неточные цитаты из первой части Концерта для Фортепиано с оркестром № 2 Рахманинова, а «Butterflies and Hurricanes» — из третьей части.

Музыкальный материал коды первой части Второго фортепианного концерта дословно процитирован в композиции «The Fallen Priest» альбома «Barcelona» Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье. Мелодия, её гармонизация, фактурная разработка, а также тональность (c-moll) абсолютно идентичны.

Е. Черноволова.