Литературно-художественный альманах.
Онлайн-заседание клуба «Книжные люди».
Здравствуйте, друзья!
Современная российская литература представляет собой совершенно уникальное явление. Она очень разнообразна: это не только создаваемые сегодня книги, но и произведения, написанные в России с середины 1980-х годов XX века до начала первого десятилетия XXI века. Современная российская литература существует и развивается. И на это указывают многие признаки. Это и бурное развитие литературного премирования (сегодня в России существует более 100 литературных премий). Это и достаточная активность российского книгоиздания. Это и проведение ежегодных литературных ярмарок. И, наконец, развитие литературного интернета.
Произведения современной русской литературы создаются их авторами в различных стилях, среди которых выделяются массовая литература, постмодернизм, блогерская литература, роман-антиутопия, литература для клерков.
Литература последних лет представляет собой некий «микс», то есть глобальное смешение жанров, стилей, литературных этикетов и так далее. Так, в нашумевшем романе Е. Водолазкина «Лавр» самым причудливым образом древнерусские речевые конструкции соседствуют с лексемами XXI века.
Также образным системам многих произведениях свойственно сочетание реалистического и фантастического (например, в историческом романе В. Мединского «Стена», написанном в традиционной манере, присутствует эпизод с пришельцами из ХХ века, оказавшимися под стенами средневекового Смоленска).
Все больше стирается грань между интеллектуальной и массовой литературой (характерный пример – книги Б. Акунина), между литературными жанрами (например, произведение А. Слаповского «Победительница» совмещает в себе черты эпистолярного романа, романа-антиутопии и социально-психологической прозы).
Интеллектуальная литература
Традиционно интеллектуальной (элитарной) литературой считаются произведения, обладающие изощренным стилем, требующие от читателя особенной эрудиции, интеллекта и воображения. Также элитарная художественная словесность отличается сложной философской проблематикой. Часто сюжет становится второстепенной составляющей, во главу угла ставится художественное альтер эго автора. В контексте элитарной литературы изобретаются новые жанры и проводятся литературные эксперименты. Очень часто таким произведениям свойственна постмодернистская манера повествования. Нередко подобная литература со временем становится классикой.
К качественной серьезной словесности принято относить таких российских авторов, как Ю. Буйда, М. Вишневецкая, А. Волос, А. Иличевский, А. Кабаков, В. Маканин, Л. Петрушевская, В. Пелевин, О. Славникова, М. Шишкин (список, конечно же, неполный). Положительным свойством элитарной литературы является, то, что она заставляет читателя мыслить, стимулирует его диалог с писателем.
Однако часто интеллектуальную литературу называют «чтением для снобов». В произведениях элитарной словесности автор почти не заботится о читательском комфорте, предлагая ему условия литературного существования, приемлемые для собственного писательского удовлетворения.
Развлекательная литература
В массовой литературе выделяют следующие основные жанры и их разновидности.
- Детектив: иронический (Д. Донцова), классический (Д. Петров), полицейский (А. Маринина), исторический (Н. Александрова) и тд.
- Любовный роман: собственно, сентиментальный (Н. Нестерова, Е. Вильмонт), авантюрно-исторический (Е. Арсеньева, Н. Павлищева), семейный роман (Т. Булатова), остросюжетный (Н. Андреева) и тд.
- Фэнтези: славянское (М. Семенова), историческое (А. Мазин), юмористическое (М. Успенский), современное (С. Лукьяненко) и тд.
- Хоррор-литература: мистика (А. Атеев), триллер (А. и Е. Грановские) и тд.
- Исторический роман в его разновидности «фолк-хистори» («история для народа»). Классиком этого жанра в отечественной литературе считается В. Пикуль. Современные авторы – В. Поротников, Э. Радзинский, А. Асов и тд.
Развлекательную литературу принято обвинять в содержательной одномерности, компиляции к классической традиции, гедонизме, потакании вкусам «неквалифицированного читательского меньшинства».
Миддл-литература
В последнее время выделяют в контексте художественной словесности еще одну разновидность – «миддл-литературу», которая по своим художественным качествам занимает серединное положение между развлекательной и элитарной словесностью.
Миддл-литература предназначена для наиболее подготовленного читателя, поскольку нередко обладает несколькими смысловыми уровнями. (Например, по достоинству оценить литературную игру лучших текстов Б. Акунина может человек, знакомый с русской и зарубежной классикой).
Миддл-литература сюжетна, однако ее произведения имеют усложненную стилистику. Важной особенностью таких текстов является жанровая неоднозначность. Яркий пример – роман А. Иванова «Псоглавцы»: произведение, напоминающее по сюжетостроению и образному ряду триллер и в то же время благодаря духовно-нравственной направленности граничащее с жанрами романа-воспитания, романа-притчи и психологического романа.
В связи с российской миддл-литературой чаще всего называют следующие имена: Б Акунин, Е. Гришковец, И. Ефимов, А. Иванов, М. Кучерская, М. Москвина, Ю. Поляков, Д. Рубина, П. Санаев, А. Слаповский, В. Токарева, Л. Улицкая и т.д..
Всегда немаловажным для читателя является то, как преподносит ему творец художественного слова изображаемую действительность.
По большому счету на сегодняшний день в российской литературе существует два художественных метода: постмодернизм и реализм. Каждый из них имеет свои разновидности, а также они сочетаются друг с другом в определенных текстах.
Постмодернизм
Отправной точкой для постмодернистского сознания является глубокая убежденность в том, что традиционные схемы, архетипы, стандарты в области культуры и искусства исчерпали себя, все имеющиеся ниши заполнены, «канон сформирован на 90%». В результате этого мастеру слова почти невозможно создать ничего нового. В такой ситуации необходимо кардинально поменять свой подход к изображаемой действительности. И в этом случае ведущим художественным приемом у постмодернистов становится ирония, применяемая даже в тех случаях, когда она кажется, на первый взгляд, неуместной. Например, описание главного героя, окружающей его действительности, да и само название романа О. Славниковой – «Легкая голова» – проникнуты едкой авторской иронией, граничащей с сарказмом. При этом ситуация, описываемая в романе, далека от юмористической, а в финале вообще дело принимает совершенно трагический оборот.
Еще одним важнейшим элементом художественной системы постмодернизма является реминисценция. Используя реминисценцию как мощнейшее средство выстраивания текста, постмодернисты имеют воистину неограниченное поле для создания новых смыслов. Особенно при этом востребована классика.
Один из наиболее узнаваемых примеров такого рода – творчество Б. Акунина, который, не будучи образцовым постмодернистом, однако не чужд многих приемов этого творческого метода. В его романах можно найти настоящие россыпи аллюзий на русскую и зарубежную литературу: это и имя блистательного Фандорина, это и психологическая характеристика многих персонажей, и некоторые перипетии повествования, и названия глав (роман «Внеклассное чтение»), и многое-многое другое.
Постмодернистское обращение к классике определяет тенденцию переосмысления хрестоматийных образов. Например, во многих произведениях наблюдается трансформация классического для русской литературы архетипа «маленького человека». В книгах некоторых российских постмодернистов этот типаж иногда приобретает черты монструозности (произведения В. Пелевина, Ю. Мамлеева и т.д.). Особую разновидность этого образа встречается в программной для российского постмодернизма книге Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки», главный герой которой являет собой осовремененный вариант «бедных людей» Ф. М. Достоевского.
Примыкает к постмодернизму направление «магического реализма», художественного метода, в котором фантастические элементы включены в реалистическую картину мира. В современной российской литературе этот метод существует как смыслообразующий для всего писательского творчества (Ю. Буйда, О. Славникова) и для отдельных произведений («Сердце Пармы» А. Иванова, «Каменная баба» И. Бояшова, «Спать и верить» А. Тургенева и т.д.)
Реализм
В рамках реалистического направления необходимо выделить группу молодых писателей, которых некоторые критики окрестили «новыми реалистами». Творчеству З. Прилепина («Санькя», «Черная обезьяна»), Р. Сенчина («Елтышевы»), Г. Садулаева («Я – чеченец»), Д. Гуцко («Русскоговорящий», «Покемонов день») свойственны остроактуальная проблематика, жесткая, наполненная натуралистическими подробностями манера повествования. Эпиграфом к творчеству этих авторов могут являться слова Ф. Кафки: «Мы должны читать лишь те книги, которые кусают и жалят нас».
Друзья, предлагаем вашему вниманию видеообзор литературы «Мир современной прозы»:
Близок по тематике и концептуальности к психологическому реализму неосентиментализм, представленный в основном российскими писательницами – М. Кучерской, Д. Рубиной, Н. Соколовской, Л. Улицкой, Е. Чижовой. Характерным признаком этого литературного течения является любовное внимание повествователя к человеческой душе, к самому человеку в его разнообразных проявлениях. От классических произведений сентиментализма (например, повестей Н. М. Карамзина) неосентиментализм отличается тем, что смыслообразующим элементом многих произведений является ирония (Н. Соколовская «Литературная рабыня»), часты вкрапления постмодернистской эстетики (Л. Улицкая «Казус Кукоцкого»), и образности «магического реализма» (Д. Рубина «Почерк Леонардо»).
Друзья, предлагаем вашему вниманию аудиокнигу (16+) «Казус Кукоцкого» — Людмила Улицкая:
Современная русская литература сегодня находится в процессе своего творческого развития. Многие наши современники зачитываются динамичными произведениями Бориса Акунина, наслаждаются тонким психологизмом Людмилы Улицкой, следуют хитросплетениями фэнтезийных сюжетов Вадима Панова, пытаются ощутить пульс времени в сочинениях Виктора Пелевина. Сегодня мы имеем возможность утверждать, что и в наше время уникальные писатели творят неповторимую литературу.
В заключение мероприятия предлагаем вам пройти онлайн-тест «Знаете ли Вы русскую литературу?»
Спасибо за внимание!
Н. Леонтьева