22 апреля 2020 года Библиотека-филиал имени В.М. Шукшина приняла участие в сетевой акции «Медицина в военной шинели», посвящённой работе медиков во время Великой Отечественной войны.
Организатор Акции — Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина– структурное подразделение МБУК г. Шахты «ЦБС». #Медицина_в_военной_шинели#75Победе#МОБ_и_ТОН
«Герман — большой имперский художник. Это ощущение большой страны, с большими смыслами и большими идеями. Я думаю, он никогда не устареет, его стоит переиздавать, к нему стоит обращаться. В его текстах неисследованные кладовые, у него есть органика. Скажем так: Герман плохому не научит!»
Захар Прилепин.
История ВОВ богата фактами того, как роль одного человека влияла на судьбы тысяч. Как пример служения отражён в трилогии Юрия Германа «Дорогой мой человек».
Медики в годы Великой Отечественной войны проявили не меньший героизм, стойкость и мужество, чем солдаты, моряки, летчики, работники тыла и офицеры. Девушки-санитарки на хрупких плечах выносили раненых бойцов, медицинский персонал госпиталей работал сутками, не покидая больных, фармацевты делали все возможное, чтобы обеспечить фронт высокоэффективными лекарствами в требуемых объемах. Не было легкого поста, должности, места работы – каждый из медиков внес свою лепту
Грянувшая Великая Отечественная война не прошла для писателя стороной: Юрий Герман служил военкором на Карельском фронте, писал для ТАСС и «Совинформбюро», побывал на Северном флоте, куда журналиста прикомандировали к политуправлению. Очерки, статьи и рассказы военкора Германа фронтовые читатели встречали с воодушевлением.
История ВОВ богата фактами того, как роль одного человека влияла на судьбы тысяч. Как пример служения отражён в трилогии Юрия Германа «Дорогой мой человек». За несколько лет Юрий Герман написал целую трилогию: «Дело, которому ты служишь», «Дорогой мой человек» и «Я отвечаю за все».
В центре трилогии — образ врача-хирурга Владимира Устименко, всю свою жизнь посвятившего служению любимому делу – медицине. Действие трилогии начинается в конце 30-х годов, а третья ее часть рисует деятельность доктора Устименко в годы послевоенного строительства. Это роман-биография, роман-судьба. Создавалась она на протяжении многих лет (почти пятнадцати, по свидетельству Германа). За это время герой прошел большой путь — около тридцати лет отделяют профессора Устименко, которого мы видим в эпилоге трилогии, от девятиклассника, появившегося на ее первых страниц .
«Дело, которому ты служишь» (1957) — первый роман трилогии. Действие протекает в предвоенные годы в небольшом городе Унчанске. Здесь проходят отрочество и юность Устименко.
Становление этого сложного и в то же время удивительно цельного характера совершается на глазах у читателя. Выбор Устименко сделан с ясным пониманием своей ответственности перед другими людьми, перед обществом, перед собственной совестью. Так рождается та одержимость «делом», которая отличает героя трилогии на протяжении всего его жизненного пути. Особенно подробно прослежена в первом романе эпопеи история становления врача. Раздумьями о медицине, о полном драматизма развитии этой науки наполнены многие страницы. Талантливый хирург Владимир Устименко делает первые шаги в профессии, сразу заявляя свою жизненную позицию: преданность врачебному долгу, «делу» прежде всего. Сам писатель говорил, что он вложил в этот образ все лучшее, к чему стремился сам…В далекой восточной стране, куда посылают Устименко лечить людей, он с честью выполняет свой долг. «Он делал тут свое дело, делал всегда, делал всеми силами. И люди понимали это». Место действия – партизанский отряд, затем фронтовой госпиталь, Отсюда Устименко возвращается домой, где уже идет война, льется кровь, где ждет его работа фронтового хирурга. Но это уже тема второй книги трилогии — романа «Дорогой мой человек» (1961где хирург Устименко оперирует почти без сна и отдыха. А на этом фоне – встречи и расставания, предательство и новые встречи с интересными людьми, которые все свои силы отдавали освобождению Родины, победе над фашизмом. Ему довелось повидать много людского горя, встретить людей самоотверженных, стать свидетелем подвига. Но наблюдал он и человеческую низость, подлость — иногда в самых неожиданных обличьях. История хирурга, раненного в руки и нашедшего в себе силы преодолеть недуг, вернуться к хирургии, не выдумана автором романа «Дорогой мой человек». Это история Бориса Григорьевича Стучинского. Но не он один послужил прототипом образа Устименко. Герман много раз называл людей, которые помогли ему увидеть своего героя, — врачей Арьева, Стучинского, Клюсса. Книга раскрыла героизм северных моряков, ходивших в конвоях. Там пригодились впечатления во время службы на Северном флоте в годы войны.
Последняя часть трилогии «Я отвечаю за все» родилась не сразу (был обещан роман «И вечный бой») — была написана, когда тема ответственности, поставленная вначале как проблема призвания, обрела более широкий смысл. Рисуя разноликих людей, исследуя их сложные судьбы, Герман подводит читателя к выводу о личной ответственности человека за происходящее с ним, вокруг него, в мире. В этом смысле название, которое так долго искал писатель, очень точно выражает тему произведения.
Много сил и вдохновения писатель отдал кинематографу. В экранизации своего романа Юрий Герман участвовал в качестве сценариста в работе над фильмом «Дорогой мой человек».
Дмитрий Быков написал о Юрии Германе: «Юрий Герман — это писатель всего, что не укладывается в норму, летописец всевозможных подвигов и чудачеств. В России есть три писателя, которых нужно изучать в плане стиля: это Вера Панова, Павел Нилин и Герман. Это три автора, которые во многом создали советское кино 60-х. Они все трое, конечно, западной школы, лаконичные, человечные, очень точны в деталях. И вот это пример того, как надо писать»
По материалам публикаций Логвиненко А.С.
Н. Ряшенцева.