Русский Фауст князь В.Ф. Одоевский

      Комментарии к записи Русский Фауст князь В.Ф. Одоевский отключены

Библиотека имени В.М. Шукшина приняла участие в акции, организованной МБУ ЦСМБ ГО г. Уфа РБ библиотека №14, «Великие библиотекари мира».

Александр Иванович Кошелев русский общественный деятель и публицист так характеризовал В.Ф. Одоевского:

«Отличительным свойством князя Одоевского было, что он прежде всего и более всего был человек, брат всякого человека. Узнавать все до человечества относящееся и могущее быть для него пригодным, действовать на пользу своих собратий и помогать ближнему и советом, и делом, и своими небольшими достатками — было делом всей его жизни»

(Кошелев А.И. Вступительное слово Председателя Общества любителей российской словесности, в заседании 13-го апреля, 1869 года).


В.Ф. Одоевский. 1844. Акварель А.Покровского.

Князь Владимир Фёдорович Одоевский — русский писатель, мыслитель и общественный деятель, один из основоположников русского музыкознания, председатель юношеского общества любомудров, издатель ряда журналов и альманахов, с 1846 года — директор Румянцевского музея, филантроп, камергер, гофмейстер, сенатор. Последний представитель княжеского рода Одоевских — одной из старших ветвей Рюриковичей.

Юность Одоевского прошла в Москве, в маленькой квартире в Газетном переулке в доме князя Петра Ивановича Одоевского. Одоевский тогда учился в Московском университетском благородном пансионе (1816—1822). Большое влияние на мировоззрение оказала дружба с двоюродным братом А. И. Одоевским. Как он признался в Дневнике студента: «Александр был эпохою в моей жизни». Его имя осталось на золотой доске пансиона, вместе с именами Жуковского, Дашкова, Тургенева, Мансурова, Писарева.

В 1823 году, подобно другим архивным юношам, поступил на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел.

Московский главный архив — один из старейших архивов Российской империи («дедушка русских архивов»), находившийся в ведении сначала Иностранной коллегии, потом Министерства иностранных дел. Наличие в Москве архива для хранения дипломатических документов упразднённого Посольского приказа было предусмотрено ещё при создании петровских коллегий.

Архивные юноши — собирательное прозвище образованных молодых людей, служивших в 1820-х годах в Московском архиве Коллегии иностранных дел. Выражение было придумано Сергеем Соболевским для сослуживцев своего поколения, принятых в архив в начале 1820-х годов, но иногда распространяется шире на молодых работников архива всего периода его существования.

Прозвище «архивные юноши» было увековечено А. С. Пушкиным в седьмой главе Евгения Онегина:

«Архивны юноши толпою

На Таню чопорно глядят

И про неё между собою

Неблагосклонно говорят».

В те же годы Одоевский пробует свои силы на литературном поприще: вместе с Кюхельбекером издает альманах «Мнемозина».


В 1826 году влюбился в Ольгу Степановну Ланскую. Женившись на ней, Владимир Одоевский переселился в Петербург и надолго покинул родную Москву.

В годы своей петербургской службы Одоевского редактировал «Журнал Министерства внутренних дел». Он использовал связи в цензурном ведомстве, чтобы выхлопотать разрешение на возобновление издания «Отечественных записок».

Для этого периода характерно увлечение мистическими учениями, средневековой натуральной магией и алхимией. На это время приходится расцвет его литературного творчества. Он пишет романтические и дидактические повести, сказки, публицистические статьи, сотрудничает в пушкинском «Современнике» и «Вестнике Европы».

Ещё в 1840-е гг. Одоевский постепенно разочаровался в мистицизме, признал ценности новоевропейского естествознания и начал активно пропагандировать идеалы народного просвещения. Наибольшую активность он развил на этом поприще уже после возвращения в Москву в 1861 году.


12 июля 1846 года Владимир Фёдорович Одоевский был утверждён помощником директора Публичной библиотеки и заведующим Румянцевского музея, хранителем его ценностей, впоследствии положенных в основу Российской государственной библиотеки. Круг его обязанностей был чрезвычайно обширен и сам он в дневнике характеризовал свой труд как «безмерный, беспрерывный, беспощадный и спешный». Одоевский сыграл большую роль в решении всех кардинальных проблем библиотеки – обновления помещений, комплектования, каталогизации и расстановки книг, обслуживания читателей. Одновременно он был назначен сенатором в один из московских департаментов.

Князь Одоевский — один из основоположников русского музыкознания, музыкальной критики и музыкальной лексикографии. Наиболее близкой музыке наукой считал математику; по его словам, «музыка — дочь математики, с нею делит она мир бесконечного».

Князь Одоевский был известен неутомимой деятельностью по собиранию, сохранению и реставрации русского музыкального наследия, прежде всего в том, что касается православной церковной музыки.

 В 1845 году выступил одним из членов-учредителей Русского географического общества.


Из сочинений Одоевского чаще всего публикуется сказка «Городок в табакерке», которая в своё время считалась полезным введением к изучению законов механики. В 1976 году по ней был снят мультфильм «Шкатулка с секретом».

Сочетание в одном произведении научных энциклопедических сведений и волшебства, вымысла, присущего только сказкам, было необычно для литературы первой половины XIX века. В. Ф. Одоевскому удалось соединить это вместе. Прием оказался очень удачным, он по достоинству был оценен не только маленькими читателями и их родителями, но и литературными критиками.

В незаконченном утопическом романе «4338-й год», написанном в 1837 году, князь Одоевский, как считается, первым предсказал появление современных блогов и Интернета. В своём сочинении Одоевский описывает мир, где «между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далёком расстоянии общаются друг с другом».

«…Настанет время, когда книги будут писаться слогом телеграфических депешей; из этого обычая будут исключены разве только таблицы, карты и некоторые тезисы на листочках. Типографии будут употребляться лишь для газет и для визитных карточек; переписка заменится электрическим разговором; проживут еще романы, и то не долго – их заменит театр, учебные книги заменятся публичными лекциями. Новому труженику науки будет предстоять труд немалый: поутру облетать (тогда вместо извозчиков будут аэростаты) с десяток лекций, прочесть до двадцати газет и столько же книжек, написать на лету десяток страниц и по-настоящему поспеть в театр; но главное дело будет: отучить ум от усталости, приучить его переходить мгновенно от одного предмета к другому; изощрить его так, чтобы самая сложная операция была ему с первой минуты легкою; будет приискана математическая формула для того, чтобы в огромной книге нападать именно на ту страницу, которая нужна, и быстро расчислить, сколько затем страниц можно пропустить без изъяна» (Владимир Федорович Одоевский. 4338-й год. Петербургские письма (Фрагменты).


Умер Владимир Фёдорович Одоевский 27 февраля 1869 г. После его смерти вдова передала книжный архив мужа в Императорскую публичную библиотеку, Румянцевский музей, музыкальный (ноты, рукописи о музыке, энгармонический клавицин) — в Московскую консерваторию. Эти предметы послужили ядром музея Московской консерватории.

Переданное собрание состояло из шести тысяч томов и брошюр, охватывающих почти все отрасли знания: естественные науки, медицина, в особенности психиатрия и гигиена, технология, история, и преимущественно история музыки, равно как и теория этого искусства, социология и филантропика, философия, богословие и мистика.

«…Наше пристрастие к старым и редким книгам не есть пустая прихоть, бессознательная мания, роскошь науки; оно основано на сознании той непрерывной связи, которая существует между проявлениями деятельности всех веков и у всех народов…» (Князь Владимир Федорович Одоевский).

Е. Черноволова.