Час культуры. 170 лет главному символу Санкт-Петербурга

5 июня 1805 года родился автор самой известной в России конной скульптурной композиции Петр Карлович Клодт.

Соколов Петр Федорович. Портрет П.К. Клодта

Как и его предки, мальчик готовился к военной карьере, учился в войсковом казачьем училище. В 1822 году, в возрасте 17 лет, он вернулся в Санкт-Петербург из Омска, где впервые проявилась склонность к резьбе, лепке и рисованию, и поступил в артиллерийское училище. Всё свободное время он отдавал своему увлечению.


Начало артистической деятельности Клодта было случайным.
Он как-то от скуки вырезал небольшую лошадку и подарил её малолетнему сыну Николая Ивановича Греча. Гости, собиравшиеся у Греча: Кукольник, Булгарин, Даль – случайно обратили внимание на новую игрушку, с которой возился на полу маленький Греч.

Литераторы умилились, отняли лошадку у ребёнка и тут же разыграли её в лотерею, а на вырученные деньги купили талантливому юноше полный резной прибор.


С помощью последнего он вырезал из дерева две новые лошадки, обратив на себя внимание великих князей Михаила и Николая Николаевичей. С этих пор художник-самоучка уверенно и быстро пошёл в гору.


Одарённость и упорство Клодта принесли свои плоды: с начала 1830-х годов большим успехом стали пользоваться его статуэтки, изображающие лошадей.


Аничков мост в 1850-х годах

В конце 1832 — начале 1833 года скульптор получил заказ на выполнение двух скульптурных групп для украшения дворцовой пристани Адмиралтейской набережной.
Клодт предложил поставить скульптуры не на пристанях Адмиралтейской набережной или на Адмиралтейском бульваре, а перенести их на опоры Аничкова моста. Предложение было одобрено. К 1838 году первая группа была готова к переводу в бронзу.

Внезапно возникло непреодолимое препятствие: скоропостижно умер руководитель Литейного двора Императорской академии художеств В. П. Екимов. Без этого человека отливка скульптур была невозможна.

Скульптор принимает решение самостоятельно руководить выполнением литейных работ.

Для для этой работы ему пригодились навыки основ литейного дела, которым его обучали в артиллерийском училище. В 1838 году Клодт возглавляет Литейный двор и это приносит свои результаты: большинство отлитых статуй не требовало дополнительной обработки.

Между 1838 и 1841 годами скульптор успел изготовить в бронзе две композиции и начать подготовку к отливке второй пары скульптур. 20 ноября 1841 года состоялось открытие моста после реставрации.


Кони перед Берлинским замком

В Берлине

Повторные отливки были изготовлены в 1842 году, но до моста не добрались, император подарил эту пару прусскому королю Фридриху Вильгельму IV и по его указанию скульптуры отправились в Берлин украшать главные ворота королевского дворца.


Королевский дворец в Неаполе

В Неаполе

В 1843—1844 копии были изготовлены повторно. С 1844 до весны 1846 года они оставались на пьедесталах Аничкова моста, затем Николай I отправил их Фердинанду II в Королевский дворец в Неаполе.


В России

В усадьбе Голицыных

Также копии скульптур установлены в садах и дворцовых сооружениях в России: у Орловского дворца в Стрельне и Петергофе, на территории усадьбы Голицыных в подмосковных Кузьминках.

Скульптор потратил на эту работу 20 лет своей жизни. Окончательно статуи заняли свои места только спустя 10 лет после установки первых вариантов.

Только в 1850 году гипсовые скульптуры окончательно исчезли с Аничкова моста, и на их место были водружены новые бронзовые фигуры. Работы над оформлением Аничкова моста были завершены.

Скульптуры покидали свои постаменты дважды: в 1941 году, во время блокады, скульптуры были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца, в 2000 скульптуры снимались с моста для реставрации.

Кони на Аничковом мосту признаны лучшей работой скульптора.

Мосты Санкт-Петербурга – визитная карточка города. Мы предлагаем вам совершить виртуальную экскурсию и полюбоваться самыми красивыми из них.

Е. Черноволова.