5 июня 1805 года родился автор самой известной в России конной скульптурной композиции Петр Карлович Клодт.
Как и его предки, мальчик готовился к военной карьере, учился в войсковом казачьем училище. В 1822 году, в возрасте 17 лет, он вернулся в Санкт-Петербург из Омска, где впервые проявилась склонность к резьбе, лепке и рисованию, и поступил в артиллерийское училище. Всё свободное время он отдавал своему увлечению.
Начало артистической деятельности Клодта было случайным.
Он как-то от скуки вырезал небольшую лошадку и подарил её малолетнему сыну Николая Ивановича Греча. Гости, собиравшиеся у Греча: Кукольник, Булгарин, Даль – случайно обратили внимание на новую игрушку, с которой возился на полу маленький Греч.
С помощью последнего он вырезал из дерева две новые лошадки, обратив на себя внимание великих князей Михаила и Николая Николаевичей. С этих пор художник-самоучка уверенно и быстро пошёл в гору.
Одарённость и упорство Клодта принесли свои плоды: с начала 1830-х годов большим успехом стали пользоваться его статуэтки, изображающие лошадей.
В конце 1832 — начале 1833 года скульптор получил заказ на выполнение двух скульптурных групп для украшения дворцовой пристани Адмиралтейской набережной.
Клодт предложил поставить скульптуры не на пристанях Адмиралтейской набережной или на Адмиралтейском бульваре, а перенести их на опоры Аничкова моста. Предложение было одобрено. К 1838 году первая группа была готова к переводу в бронзу.
Скульптор принимает решение самостоятельно руководить выполнением литейных работ.
Для для этой работы ему пригодились навыки основ литейного дела, которым его обучали в артиллерийском училище. В 1838 году Клодт возглавляет Литейный двор и это приносит свои результаты: большинство отлитых статуй не требовало дополнительной обработки.
Между 1838 и 1841 годами скульптор успел изготовить в бронзе две композиции и начать подготовку к отливке второй пары скульптур. 20 ноября 1841 года состоялось открытие моста после реставрации.
Кони перед Берлинским замком
Повторные отливки были изготовлены в 1842 году, но до моста не добрались, император подарил эту пару прусскому королю Фридриху Вильгельму IV и по его указанию скульптуры отправились в Берлин украшать главные ворота королевского дворца.
Королевский дворец в Неаполе
В 1843—1844 копии были изготовлены повторно. С 1844 до весны 1846 года они оставались на пьедесталах Аничкова моста, затем Николай I отправил их Фердинанду II в Королевский дворец в Неаполе.
В России
Также копии скульптур установлены в садах и дворцовых сооружениях в России: у Орловского дворца в Стрельне и Петергофе, на территории усадьбы Голицыных в подмосковных Кузьминках.
Только в 1850 году гипсовые скульптуры окончательно исчезли с Аничкова моста, и на их место были водружены новые бронзовые фигуры. Работы над оформлением Аничкова моста были завершены.
Скульптуры покидали свои постаменты дважды: в 1941 году, во время блокады, скульптуры были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца, в 2000 скульптуры снимались с моста для реставрации.
Кони на Аничковом мосту признаны лучшей работой скульптора.
Мосты Санкт-Петербурга – визитная карточка города. Мы предлагаем вам совершить виртуальную экскурсию и полюбоваться самыми красивыми из них.
Е. Черноволова.