#Мероприятия


Любимые современные писатели

Уважаемые читатели, друзья!

Несмотря на то, что мы все больше и больше времени проводим в Интернете, и читаем на электронном носителе, книги все равно не потеряли своей ценности, и их хранилище – библиотеки вызывают в душах заядлых книгочеев трепет.

В жизни большинства из нас литература имеет большое значение.

Литература помогает нам увидеть внутреннюю красоту человека, научиться понимать и ценить её.

В литературе есть очень важное понятие – «текст». Правильная работа над текстом лучших мастеров слова, литераторов имеет огромное значение. Она расширяет кругозор человека, приучает к вдумчивому чтению, к пониманию тех идей, которые посредством образов выражает автор. Грамотная работа над текстом обогащает лексику человека, развивает умение владеть литературным языком и различными художественными приёмами.

Литература стирает границы времени. Она знакомит нас с духом той или иной эпохи, с жизнью той или иной общественной среды – от царя Николая до учителя гимназии Беликова, от помещицы Затрапезной до бедной крестьянки – матери солдатской.

 
Именно через литературу из поколения в поколение начали передаваться моральные и духовные ценности, разнообразные знания. Она способствовала и способствует сближению людей. Ведь сколько конфликтов и войн вспыхнуло из-за обычных недоразумений или пустяковых разногласий. А литературные источники помогают формированию толерантного отношения к взглядам и утверждениям представителей разных народностей и религий. Они прививают эстетический вкус, позволяющий изменять окружающую действительность за законами гармонии и красоты, подсказывают, как любить и быть любимыми.


Мы обращаемся к книгам не только тогда, когда хотим с пользой провести свой досуг или узнать о чём-нибудь интересном, расширить словарный запас или блеснуть эрудицией, но и в те минуты, когда требуется совет или нужно принять правильное решение, когда ощущаем себя одинокой песчинкой в большом житейском море, переполненном проблемами. В них скрыта неисчерпаемая энергия, которая делает человека смелым, стойким, сильным, благородным, милосердным. Без литературы мир был бы угрюмым и серым, чужим и холодным. И сейчас хочу сделать для вас краткий обзор литературы, познакомить с интересными новинками.

Приятного чтения!

Н. Ряшенцева.


«Строкою Пушкина воспеты…»

«…Лишь на мгновенье умер Пушкин, И лишь мгновенье жил Дантес».  

И.Н. Кудрявцев. 1962 год. «Дуэль»

В донском крае очень много памятных мест, связанных с пребыванием А.С. Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин посещал донской край трижды. Он любил Кавказ, вольный степной край, ему была интересна история казачества. Но даже такие кратковременные поездки ярко отразились в его творчестве.

Александр Сергеевич Пушкин, побывав на Дону, посетил Новочеркасск, Таганрог, Аксай и Ростов.
Самым плодотворным, утверждают историки литературы, оказался визит в Таганрог. Говорят, именно излучина Мертвого Донца подсказала поэту образ Лукоморья. 

Как известно, Пушкин на Дону был трижды. Впервые поэт побывал на Дону в 1820 г., вскоре после того, как разгневанный свободолюбивыми стихами и эпиграммами Пушкина Александр I решил выслать его по этапу на поселение в Сибирь или в Соловецкий монастырь, и лишь благодаря заступничеству друзей изменил место ссылки на юг России. А.С. Пушкина направили на службу в г. Екатеринослав, в канцелярию Главного попечителя южных колоний И.Н. Инзорова, и это было в 1820 г. Вскоре в Екатеринослав приехала дружески относящаяся к поэту семья Раевских.

                      Второй раз поэт проезжал через донские степи и остановился в Новочеркасске в мае 1829 г. Заинтересовавшись оригинальностью казачьей одежды, А.С. Пушкин в Новочеркасске купил кубелек (женское старинное платье), вышитый колпак и донскую шубу, которую с удовольствием носил.
 Пребывание на Дону не прошло бесследно. В своих творениях поэт неоднократно обращался к Дону. Использовал донской казачий фольклор, мотивы донского казачьего народного творчества.

В музее Всероссийского НИИ виноградарства и виноделия им. Я.И. Потапенко есть уголок А.С. Пушкина. Великий поэт был поклонником великолепных оригинальных донских вин. Его особенной любовью пользовалось «Цимлянское», которому он не раз посвящал строки своих стихотворений, одно из которых – «Дон».

С каждым годом этот красочный праздник, который ярко отмечается на Дону, лишь набирает силу, привлекая всё больше зрителей и участников. И хочется думать, что в памяти русского народа Пушкину навсегда отведено светлое место.


В честь дня рождения великого русского поэта сотрудники и друзья Библиотеки имени В.М. Шукшина прочитали стихотворение А.С. Пушкина «Дон».


Н. Ряшенцева.


 «Для вас, души моей царицы…»

Бессмертен тот, чья муза до конца

Добру и красоте не изменяла…

«Памяти Пушкина». А Плещеев.

Гений русской поэзии, лирик Александр Сергеевич Пушкин жил в эпоху необыкновенных красавиц, которым, будучи на редкость влюбчивым, посвящал несчётное количество своих проникновенных, пылких стихотворений.

Приятель Пушкина Алексей Вульф писал о нем так: «Его блестящий светский ум очень приятен в обществе, особенно женском. Женщин он знает как никто. Оттого, не пользуясь никакими наружными преимуществами, всегда имеющими влияние на прекрасный пол, одним блестящим своим умом он приобретает благосклонность оного«.

Адресатами поэта, по некоторым сведениям, стали около 130 женщин, в каждой из которых он находил нечто прекрасное и удивительное, каждая побуждала к творческому порыву, заставляла вновь “пылать и забываться’’.

«Он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, которых встречал… В сущности, он любил лишь свою музу и облекал в поэзию все, что видел«, — писала о Пушкине Мария Волконская.

Е. Черноволова.


«Мир сказок, рифм, стихотворений – все это Пушкин, добрый гений» 

Учитесь Пушкина читать

Без торопливости и лени,

И сквозь века  и поколенья

Он не устанет удивлять

6 июня – день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, чьё творчество любят и маленькие, и взрослые, поэтому в этот день по всей стране отмечают Пушкинский день России.

Для каждого русского человека Пушкин не только гениальный поэт, но и друг, добрый советчик. Более 200 лет  имя Пушкина живёт с нами.

Нет, наверное, такого человека, который бы не знал величайшего, русского писателя, поэта, и нет человека, на которого не повлияло его творчество. С раннего детства мы знакомимся с жизнью и творчеством великого поэта. Пушкин – это наш и духовный мир и высокая гражданская позиция, пример чести, справедливости, смелости, любви. Пушкин – это «наше все». В его честь названы города, улицы и площади нашей страны, его имя носят институты, театры, музеи, библиотеки…

Пушкина часто называют основоположником современного русского литературного языка. Сколь ни трудны бы были его произведения для перевода, поэт имеет своих почитателей почти во всех уголках нашей планеты. С его сказками мы начинаем знакомиться, еще не научившись читать.

Сказки  А. С. Пушкина  – это бесценная   жемчужина   русской и мировой  литературы.  Каждое новое поколение детей вступает в жизнь вместе с удивительными сказочными персонажами,                     созданными гением великого русского поэта.

Сказки Пушкина близки и понятны детям,  они помогают  им  развиваться, познавать свою историю, любить родной язык —  красивый, богатый, неповторимый.

Литературное творчество Александра Сергеевича Пушкина сопровождает нас на протяжении всей жизни. Книги великого поэта объединяют людей всех возрастов, вероисповеданий, национальностей.

В 2020 году  юбилей произведений А. С. Пушкина

200 лет «Руслан и Людмила» (1820).

195 лет   «Борис Годунов» (1825).

190 лет   «Маленькие трагедии», «Моцарт и Сальери», «Сказка о попе и работнике его Балде» (1830).

Нам — счастливцам, умеющим читать на русском языке, дано счастье от страницы к странице путешествовать по неоглядным просторам поэтического мира Пушкина.

В. Хромова.


Библиотека — наша вселенная

Великие библиотекари. Князь Одоевский

Александр Иванович Кошелев русский общественный деятель и публицист так характеризовал В.Ф. Одоевского:

«Отличительным свойством князя Одоевского было, что он прежде всего и более всего был человек, брат всякого человека. Узнавать все до человечества относящееся и могущее быть для него пригодным, действовать на пользу своих собратий и помогать ближнему и советом, и делом, и своими небольшими достатками — было делом всей его жизни»

(Кошелев А.И. Вступительное слово Председателя Общества любителей российской словесности, в заседании 13-го апреля, 1869 года).

Князь Владимир Фёдорович Одоевский — русский писатель, мыслитель и общественный деятель, один из основоположников русского музыкознания, председатель юношеского общества любомудров, издатель ряда журналов и альманахов, с 1846 года — директор Румянцевского музея, филантроп, камергер, гофмейстер, сенатор. Последний представитель княжеского рода Одоевских — одной из старших ветвей Рюриковичей.

Юность Одоевского прошла в Москве, в маленькой квартире в Газетном переулке в доме князя Петра Ивановича Одоевского. Одоевский тогда учился в Московском университетском благородном пансионе (1816—1822). Большое влияние на мировоззрение оказала дружба с двоюродным братом А. И. Одоевским. Как он признался в Дневнике студента: «Александр был эпохою в моей жизни». Его имя осталось на золотой доске пансиона, вместе с именами Жуковского, Дашкова, Тургенева, Мансурова, Писарева.

В 1823 году, подобно другим архивным юношам, поступил на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел.

В те же годы Одоевский пробует свои силы на литературном поприще: вместе с Кюхельбекером издает альманах «Мнемозина».

12 июля 1846 года Владимир Фёдорович Одоевский был утверждён помощником директора Публичной библиотеки и заведующим Румянцевского музея, хранителем его ценностей, впоследствии положенных в основу Российской государственной библиотеки. Круг его обязанностей был чрезвычайно обширен и сам он в дневнике характеризовал свой труд как «безмерный, беспрерывный, беспощадный и спешный». Одоевский сыграл большую роль в решении всех кардинальных проблем библиотеки – обновления помещений, комплектования, каталогизации и расстановки книг, обслуживания читателей. Одновременно он был назначен сенатором в один из московских департаментов.

Князь Одоевский был известен неутомимой деятельностью по собиранию, сохранению и реставрации русского музыкального наследия, прежде всего в том, что касается православной церковной музыки.

 В 1845 году выступил одним из членов-учредителей Русского географического общества.

Умер Владимир Фёдорович Одоевский 27 февраля 1869 г. После его смерти вдова передала книжный архив мужа в Императорскую публичную библиотеку, Румянцевский музей, музыкальный (ноты, рукописи о музыке, энгармонический клавицин) — в Московскую консерваторию. Эти предметы послужили ядром музея Московской консерватории.

Переданное собрание состояло из шести тысяч томов и брошюр, охватывающих почти все отрасли знания: естественные науки, медицина, в особенности психиатрия и гигиена, технология, история, и преимущественно история музыки, равно как и теория этого искусства, социология и филантропика, философия, богословие и мистика.

«…Наше пристрастие к старым и редким книгам не есть пустая прихоть, бессознательная мания, роскошь науки; оно основано на сознании той непрерывной связи, которая существует между проявлениями деятельности всех веков и у всех народов…» (Князь Владимир Федорович Одоевский).

Е. Черноволова.


Лучшие книги о библиотекарях

«Чтение — вот лучшее учение!» Александр Сергеевич Пушкин.

Профессия библиотекаря — одна из самых благородных профессий, требующая любви к делу, самоотверженности, силы души. Эта профессия считается социально значимой, но не престижной, почти незаметной.

Образы библиотек и библиотекарей в русской художественной литературе ХХ в. весьма интересны и противоречивы. Авторы книг отмечают черты, характерные для того или иного исторического периода, показывают положение библиотек в обществе, а также создают чисто литературные образы и ассоциации, устойчивые стереотипы библиотекарей.

Характер изображения книги, библиотеки и библиотекаря в художественной литературе предстает отражением отношения к ним общества. А произведения литературы позволяют  осмыслить место библиотеки в жизни общества, уяснить имидж библиотекаря в социуме, ибо отношение к чтению, книге, библиотеке и ее сотрудникам зависит не столько от статуса учреждения, количественных показателей его деятельности, его социальной функции, сколько от бытующих в обществе представлений и стереотипов.

Вашему вниманию, уважаемые читатели, представлен выборочный список произведений отечественных и зарубежных писателей по теме.

Н. Ряшенцева.

Великий библиотекарь Маргарита Рудомино

Маргарита Рудомино родилась 3 июля 1900 года в городе Белосток, Польша. Через год вместе с семьей переехала в Саратов, где в возрасте восемнадцати лет окончила гимназию. В 1918 году начала свою деятельность в библиотеке реального училища, а также на Высших курсах иностранных языков. В 1921 году переехала в Москву и поступила на романо-германское отделение факультета общественных наук Московского государственного университета имени Ломоносова.

Маргарита Ивановна Рудомино — основатель и бессменный на протяжении пятидесяти лет директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы.


В июле 1921 года Рудомино назначена заведующей библиотекой при Неофилологическом институте. В августе институт ликвидировали, а библиотека по ее инициативе и с разрешения Наркомпроса реорганизована в самостоятельное учреждение — Неофилологическую библиотеку, которая впоследствии переименована в Государственную библиотеку иностранной литературы.
Библиотека приняла первых читателей 2 апреля 1922 года. Маргарита Рудомино сама находила и отбирала книги, возила мебель и стекла для окон. Библиотека быстро стала своеобразным клубом московской интеллигенции, интересующейся зарубежной книгой. Здесь выступали известные писатели, литературоведы, лингвисты, переводчики, обсуждались новинки западной литературы и проблемы переводов.
Также стояла у истоков советской системы обучения иностранным языкам: на базе созданных в 1926 году при ее библиотеке Высших курсов иностранных языков в 1930 году организован Московский институт новых языков.
Сразу после окончания Великой Отечественной войны Рудомино значительно пополнила библиотечный фонд, в течение полугода занимаясь в Германии спасением, сбором и сохранением книг из разоренных немецких библиотек, а также реквизированных собраний.
В 1948 году стараниями Маргариты Ивановны библиотека преобразована в универсальную и получила новые статус и название — Всесоюзная государственная библиотека иностранной литературы. На нее возложены функции по обеспечению иностранной литературой министерств, ведомств, центральных издательств и других организаций.


Маргарита Рудомино обладала острым чувством нового, чутко улавливала тенденции и направления деятельности библиотек и библиотечного строительства. В своей работе опиралась на высокопрофессиональный коллектив, в котором утвердился дух интеллигентности и уважения к читателю. Привлекала в штат видных ученых — лингвистов, историков, экономистов.
Рудомино участвовала в создании журнала «Интернациональная литература» и ставшего его продолжением журнала «Иностранная литература, а также Издательства иностранной литературы, впоследствии разделившегося на издательства «Мир» и «Прогресс».
В 1973 году решением высшего руководства Маргарита Ивановна отстранена от работы и отправлена на пенсию. Однако в том же году избрана пожизненным почетным вице-президентом Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений.
В 1991 году в центральном вестибюле библиотеки состоялось открытие бюста Маргариты Ивановны, приуроченное к проходившей в Москве сессии ИФЛА, одно из заседаний которой было посвящено ее памяти.

Н. Ряшенцева.


Певец донского края

24 мая исполняется 115 лет со дня рождения великого донского писателя М.А. Шолохова. И вновь мы обращаемся к его великим произведениям, описанию природы донского края, которой писатель придавал большое значение, раскрывая через природу характер персонажей произведений.

«Особенность Шолохова (а это свойство подлинного художника) в том, что его книги прочно врезаются в память, они не забываются, в какой бы обстановке ты не находился, о чем бы ты не думал, как бы тяжело или легко тебе ни было».

Ю. Бондарев.

Природа в произведениях Шолохова составляет огромный и разнообразный мир. Мы не знаем, какой видели люди природу в начале или середине прошлого века, но мы можем ее представить благодаря пленительным пейзажам многих мастеров слова, запечатлевших в своих рассказах, повестях и романах мир русской природы. Например в романе «Тихий Дон»: «Стояло необычайно сухое лето. Мелел Дон. На отводе мелела сухостойная буря, и сладкая марь невидимым пологом висела над Обдоньем». Их пейзажи отличаются необычной красотой, поражают удивительной поэтической зоркостью и наблюдательностью.

Шолохов был человеком знающим и любящим природу Донского края. Во всех его произведениях ощущается любовь к родным просторам, каждому стебельку, каждому листочку, он не представлял себя вне природы, «тоскливо, мертвенно пахли отжившие травы..». Дома и усадьбы, в которых писатель жил, утопали в зелени.

Пейзажные зарисовки в художественных текстах выполняют различные функции: они не только раскрывают характеры и внутреннее состояние героев, но и поэтизируют события: роль пейзажа различна – в произведениях он является фоном, на котором происходят описываемые события, помогает понять переживания и душевное состояние героев. Автор, используя пейзаж, выражает свою точку зрения, на происходящие события.


Н. Ряшенцева.

У ИСТОКОВ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

24 мая ежегодно во всех славянских странах отмечается День славянской письменности и культуры. Истоки этого праздника неразрывно связаны с чествованием Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия — просветителей славян, создателей славянской азбуки.

 «Язык – сокровищница, кладовая, копилка культуры. …Он передает сокровища национальной культуры, хранящейся в нем, из поколения в поколение. Овладевая родным языком, дети усваивают вместе с ним и обобщенный культурный опыт предшествующих поколений» (С.Г. Тер-Минасова).

История праздника восходит к церковной традиции, существовавшей в Болгарии в X—XI веках. Самые ранние данные по празднованию 11 мая дня равноапостольных святых просветителей Кирилла и Мефодия, известных также как «Солунские братья», датируются XII веком, хотя они были признаны святыми ещё в конце IX века. В отдельности память святого Кирилла отмечается 14 (27) февраля, святого Мефодия — 6 (19) апреля, в дни их смерти.

 «Чем был церковнославянский язык в России? … Это язык, которому доверяли самые высокие мысли, на котором молились, на котором писали торжественные слова. Он все время был «рядом» с русским народом, обогащал его духовно» (Д.С. Лихачев).

В годы советской власти этот праздник был несправедливо предан забвению и восстановлен лишь в 1986 году. Идея возобновления общенационального, общественного празднования памяти святых Кирилла и Мефодия и Дней славянской письменности и культуры в России родилась в 1985 году, когда славянские народы вместе с мировой общественностью отмечали 1100-летие со дня кончины святителя Мефодия, архиепископа Моравского и Паннонского.

«Язык есть самый заботливый хранитель культуры, а культура самый благородный почитатель языка. Человек же, Владелец этих даров, должен научиться беречь их и научится жить по законам развития языка и культуры, дабы не разгневать Творца» (Ш.А. Монашвили) .

https://onlinetestpad.com/f4lwmlkpcpiss

Н. Ряшенцева, Е. Черноволова.