Первые кинотеатры Ростова. Р.И. Штремер

Киноальманах. Выпуск 1.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

С 9 июня по 13 октября 1896 года в Нижнем Новгороде проходила XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка, которую посетили представители французских изобретателей Огюста и Луи-Жана Люмьер. Сеансы проходили в кафешантане французского антрепренёра Шарля Омона «Театр концерт – Паризьен».
На нижегородской ярмарке приобретает в Ростов-на-Дону киноаппарат наш герой — Р.И. Штремер.
Уже 11 июля 1896 года, в газете «Приазовский край» помещен анонс: в Городском саду, в театр Ефима Васильевича Любова (в Городском Саду, на месте будущего панорамного кинотеатра «Россия») «в самом непродолжительном времени прибудет интересующее весь мир новейшее изобретение, имеющее колоссальный успех в Париже». А  за 24 июля помещено объявление о предстоящем событии во дворе дома Г.И. Ткачева на Садовой улице: «С четверга, 25 июля, в театре В.Н. Викторова будет демонстрироваться синематограф – новейшее очень интересное изобретение, дающее возможность воспроизводить движение во всех мельчайших подробностях и с полной иллюзией. В России же этот аппарат демонстрировался пока только в Петербурге, Москве и Нижнем-Новгороде.

Уважаемые читатели, предлагаю вашему вниманию викторину «Отечественное кино»:

Летом 1896 года в Ростове сложились предпосылки для конкурентной борьбы, ведь в одно время в один город прибыли два человека с одной и той же новинкой!
Общедоступный театр В.Н. Викторова (Р. Штремер) идет на опережение, и уже 24 июля устраивает «пробный сеанс» для привилегированной публики с участием корреспондентов «Приазовского края», которые на следующий день, когда 25 июля кино крутили в обоих театрах для остальных ростовцев, описали впечатление от «пробного сеанса» следующими словами:
«Несмотря на не совсем благоприятные условия освещения, сеанс оказался удачным. Первая картина изображала скачки в Москве. Перед зрителями, как живые, выступали с экрана жокей и лошади, движение которых настолько отчетливо, что ясно можно различить, как одна лошадь догоняет и перегоняет другую».

7 февраля газета анонсирует, что 8 февраля в театре В.И. Асмолова, который располагался в районе западного входа в Городской сад, будет представлена программа из трех отделений, и, между прочим, информирует ростовцев: «Дирекция синематографа Люмьера обращает внимание почтенной публики на то, что синематограф Люмьера ничего общаго не имеет с жалкими подражателями, посетившими г. Ростов-на-Дону».

В 1904 году очередь дойдет и до Ростова-на-Дону. 6 января 1904 года на титульной странице ростовской газеты «Южный телеграф» появляется следующее объявление:
«Театр Электро-Биограф. Б. Садовая, против Городского сада. Сегодня, 6 января 1904 года, будет показана новая интересная серия картин, самая последняя новость: «Император Наполеон I» его жизнь, подвиги и смерть на острове Св. Елены, и кроме того, еще много других картин. Открыт ежедневно от 4 ч. до 11 ч. вечера. Представления ежечасно. Р. Штремер».

А сейчас, уважаемые читатели, предлагаю вашему вниманию первую часть выпуска видеоальманаха «Кинотеатры Ростова»:

Рихард Штремер для ростовцев останется человеком, открывшем им мир киноискусства, без которого жизнь современных ростовчан представить решительно невозможно.

Александр Алексеевич Ханжонков создал для нас русское кино, стал организатором  и новатором мировой киноиндустрии. Будущий кинорежиссёр и организатор русского кинодела был выходцем казачества, учился в казачьем училище. В 1905 году в чине подъесаула (сугубо – казачье звание) увольняется из армии и получает «причитающуюся в таких случаях по закону сумму в размере 5 тысяч рублей». Эту сумму Ханжонков вкладывает в кинопромышленность.

Позже он создаст своё акционерное общество «Ханжонков и Компания». Наконец, как утверждают, он первым соорудил огромный кинопавильон, в котором происходила одновременная съёмка не одного, а сразу нескольких кино.

Предлагаю вашему вниманию виртуальную книжную выставку «Прекрасен мир киноискусства»:

И, в заключение мероприятия, предлагаю вашему вниманию кроссворд «Композиторы и кинематограф»:

Спасибо за внимание!

Н. Ряшенцева.