Трудный путь в науку

Информационный час.

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня, 19 ноября исполняется 310 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова.

Есть люди, которые славили и славят Россию. К таковым относится Михаил Васильевич Ломоносов. Ломоносов занял видное место среди величайших умов мира. Для России он был и остаётся беспримерным явлением, недосягаемым великаном в деле просвещения.

Детство и юность М. В. Ломоносова.

Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года. Его малая родина – деревня Мишанинская Архангелогородской губернии (ныне село Ломоносово Архангельской области).

Отец Михаила Ломоносова, Василий Дорофеевич, был заправским рыбаком.Его характер закалило море. Он был человеком суровым, мужественным. С весны до осени Василий Дорофеевич со своими братьями ходил на судах в Белое море, ловил рыбу и промышлял морского зверя. Белое море, или как его еще называли, Студеное, слабаков не терпело. С ранних лет Михаил любил выходить с отцом в море. Эти плавания оказали влияние на формирование представлений юного Ломоносова о красоте природы, закалили его характер.

Мать, Елена Ивановна, происходила из семьи дьякона. Она была доброй и ласковой женщиной. Настоящей красавицей. У нее была тяжелая золотистая коса. Внешним обликом Михаил был похож на мать. Он был «круглолик, кареглаз, кровь с молоком». Елена Ивановна с нежностью и теплотой относилась к единственному сыну. К сожалению, Михаил, или как его называли в детстве Михайло, лишился матери очень рано, когда ему было только девять лет.

Мальчишка он был смышленый, до всего ему было дело. Русский север навсегда оставил неизгладимое впечатление в его душе. Ему было все интересно. На десятом году жизни Михаил начал помогать отцу в работе. Вместе они подолгу находились в море, рыбачили, охотились.

Первыми учителями Ломоносова были сосед Иван Афанасьевич Шубной и дьячок местной Дмитровской церкви С.Н.Сабельников.. Книгочею Ивану Шубному нравился пытливый и любознательный мальчик. Он показывал ему аз и буки, веди и глагол. Читать и писать Михайло научился быстро. Первыми прочитанными книгами были церковные книги.Грамоте и чтению Ломоносову удалось обучиться ещё в детстве. Первые свои заработанные деньги Михаил потратил на книги — «Грамматику» Мелетия Смотрицкого, «Арифметику» Л.Ф.Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого. Мальчик не расставался с ними ни днем, ни ночью. Ложась спать, он клал их под подушку. Особенно его захватила «Арифметика». В возрасте 14 лет Михаил уже умел грамотно писать. Продолжить обучение дальше — это была самая большая детская мечта Ломоносова. Поскольку дальнейшего развития в родной деревне для себя Михаил не видел, он решил тайно уехать в Москву в декабре 1730 года..

Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву (1731 г.), где поступает в Сваляно-греко- латинскую академию. Как сын обычного крестьянина, Михаил не мог поступить в одно из первых высших учебных заведений России, в Сваляно-греко-латинскую академию. Михаилу пришлось подделать документы, чтобы стать «сыном холмогорского дворянина» и быть зачисленным в это учебное заведение.

Там жизнь Ломоносова была очень трудна и бедна. Однако благодаря упорству за год он прошел программу трех лет обучения, освоил латинский язык и начал учить греческий. А всё свободное время проводил в библиотеке. Кроме исторических летописей, он самостоятельно читал и книги по математике и философии- науке о познании мира.

От студента до ученого.

Всего за четыре года Ломоносов прошел курс , рассчитанный на восемь лет учебы. И, когда ему исполнилось 23 года, он решил отправиться в Киев, чтобы изучить научные труды, которых не было в Москве. Но вскоре из Петербургской академии наук в Сваляно-латинскую академию прибыло письмо с просьбой прислать в северную столицу несколько самых лучших и способных выпускников, чтобы подготовить из них российских ученых. Так Михаил оказался в Петербурге, где под руководством лучших профессоров получал знания по «новым европейским наукам»- физике, химии, и минералогии. Эти науки были особенно важны для России, так как в то время полным ходом шла добыча богатств Уральских гор: металлов и полудрагоценных камней — самоцветов. Строились заводы для выплавки чугуна и железа, но в этом новом для страны деле не хватало специалистов. Научные экспедиции Академии наук начали работать и в далёкой Сибири, но иностранные ученые наотрез отказывались ехать «на край света».

Три года Ломоносов проучился в Петербурге, занимаясь не только точными науками, но и самостоятельно изучая стихосложение, А в 1736 году отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки, а также иностранные языки и литературу. Начал собирать свою библиотеку, в которую вошли как античные авторы, так и современники.

Гений русской науки.

В Петербурге первые научные занятия Ломоносова- уже не студента, а молодого ученого — были связаны с составлением Каталога собраний минералов и окаменелостей Минерального кабинета знаменитой Кунсткамеры — «кабинета редкостей», где хранится множество интересных вещей из разных стран и научных коллекций.

В 1742 году, Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук.

В 1746 году, в возрасте 35 лет Ломоносов получил звание профессора химии и экспериментальной физики в Академии наук.

Примерно с 1746 года Ломоносов становится ещё и общественным деятелем. Он начинает выступать за развитие образования и распространение просвещения в России.

Одним из главных дел жизни Михаила Васильевича Ломоносова стало основание первого в России университета в Москве. Он лично разработал проект университета, который был подан графом Шуваловым императрице Елизавете Петровне и одобрен ею. Так с 1755 года в России появился первый университет, который носит имя Ломоносова в честь его основателя.

Открытия М. В. Ломоносова в различных науках.

Кажется, в каждой из областей науки вклад Ломоносова был ли гениален, или очень важен. Именно он первым в мире сформулировал главный закон природы- закон сохранения материи. «Но все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется к какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования и т. д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому им двинутому».

И даже последние годы жизни великого ученого принесли важнейшие открытия: Ломоносов первым объяснил, что ледяные горы в океане-айсберги- образуются у берегов из обломков ледника. На основании этого он блестяще предсказал существование неоткрытой тогда ещё Антарктиды. И даже в Астрономии Ломоносов совершил открытие, обнаружив наличие атмосферы на Венере — соседней с Землёй планете.

С другими научными открытиями и изобретениями вы познакомитесь на уроках химии, физики и математики в старших классах.

Викторина «Знаешь ли ты Ломоносова?», поможет проверить ваши знания биографии русского ученого.

Книжная выставка «Великий сын России», познакомит вас великим ученым России. Если вы хотите познакомиться с личностью Михаила Васильевича Ломоносова, то приходите в нашу библиотеку и читайте книги.

Имя М.В. Ломоносова бессмертно, его еще долго будут помнить потомки.

Спасибо за внимание!

В. Хромова.

Список использованных источников:

  1. Воскобойников В. М. Жизнь замечательных детей: [для младшего и среднего школьного возраста]. Москва, 2013. – Текст: непосредственный.
  2. Михаил Васильевич Ломоносов: [к 300-летию со дня рождения великого русского ученого: книга для чтения взрослыми детям]. Москва, 2014 (Серия «Рассказы по истории для детей»).- Текст: непосредственный.