Все мы любим цирк!

Познавательный час.

Здравствуйте, дорогие читатели!

Каждую третью субботу апреля весь мир отмечает Международный день цирка. Праздник учрежден не только с целью показать цирк во всем его великолепии и порадовать поклонников данного искусства новыми программами и представлениями, но и призван отдать должное вкладу циркового искусства в культуру. Ведь цирк любят не только дети, но и взрослые, причём в разных уголках планеты.

Международный День цирка – это праздник тех, кто создает сказку на арене, заставляет поверить в магию, без устали смеяться и замирать от невероятного зрелища.

История праздника.

Международный день цирка впервые отмечался в 2010 году. Предложили учредить праздник Европейская цирковая ассоциация и Всемирная федерация цирка. В третью субботу апреля представители этого искусства радуют зрителей новыми программами и красочными представлениями.

Выступления жонглеров, акробатов и дрессированных животных развлекали публику с древних времен. Современный цирк в виде круглой арены появился в конце XVIII века. Английский владелец конной школы Филип Астлей обнаружил, что лошадям и наездникам проще исполнять трюки, двигаясь по кругу диаметром 13 метров. Он построил первый стационарный цирк «Амфитеатр Астлея».

Технические возможности для артистов манежа существенно расширились с введением страховочной сетки в XIX веке. Гимнасты и канатоходцы усложнили трюки.

Первые стационарные цирки в России стали открываться вначале XIX века. Один из старейших основал итальянский дрессировщик и наездник Гаэтано Чинизелли в Санкт-Петербурге. Построенное в 1877 году здание работает до сих пор.

Первой семьей циркачей, основавшей традицию в России, были братья Никитины. Их выступление состояло из клоунады, атлетических номеров, игры на балалайке и жонглирования. Сегодня в Золотой фонд российского цирка вписаны такие знаменитый династии, как Дуровы, Запашные, Кио.

Современные цирковые жанры сохраняют вековые традиции. На арене выступают клоуны, акробаты, фокусники, эквилибристы. Одна из самых древних трупп мира – китайское акробатическое «Райское шоу из Поднебесной». Канадский «Цирк дю Солей» представляет собой огромную международную корпорацию.

Ростовский государственный цирк.

В этот праздничный день мы с вами отправимся в  Ростовский государственный цирк. В этом году ему исполнится 65 лет!

Ростовский государственный цирк располагается в одном из красивейших зданий города. Работая в течение практически 100 лет, цирк в Ростове-на-Дону стал одной из популярнейших культурных площадок города. По сей день в будние и выходные дни его посещает огромное количество горожан и приезжих туристов. Популярной городской достопримечательностью Ростовский цирк также является и из-за своего здания с необычной внутренней и внешней отделкой. Ежегодно в стенах Ростовского государственного цирка проходит огромное количество ярких шоу-программ для маленьких посетителей и их родителей.

Один из лучших и красивейших цирков мира Берлинский стационар получил в 1957 году серьезного конкурента в лице нового Ростовского государственного цирка. Уникальность и красота самого здания, богатство внутренней отделки, техническая, по тем временам, оснащенность выдвинули Ростовский цирк в число лучших стационаров Европы.

По мнению специалистов Ростовский цирк не уступал, а по многим позициям и превосходил прославленный Берлинский стационар, лучший европейский цирк того времени.

И не случайно, когда глава СССР Н.С. Хрущев приезжал в Ростов вручать области орден Ленина, то торжественная церемония проходила в лучшем городском помещении – Ростовском государственном цирке. Здание цирка вошло в реестр памятников архитектуры.

Здание Ростовского цирка необыкновенно, впрочем, глядя на его прямоугольные формы и могучую колоннаду, скорее скажешь, что это театр или спортивный дворец, но не цирк. И только горельеф, так называемая (квадрига), на фронтоне да две характерные фигуры по обе стороны от главного входа указывают на его причастность к цирковому искусству.

Отличается цирк от других и своим внутренним видом. Великолепные фойе, повсюду художественная лепка, позолота, орнаменты, сверкающий хрусталь огромных люстр. Авторы проекта архитекторы Г. Петров и А. Барулин, инженер Н. Щепетов постарались, чтобы кроме удобства зритель получил и эстетическое удовлетворение.

Но главное отличие нового цирка – его зрительный зал. При входе в него вас охватывает ощущение большого масштаба. Сколько труда и творческой сметки потребовалось от строителей и инженеров, чтобы в три оставшиеся от старого цирка стены вписать правильный круг диаметром тридцать два с половиной метра и манежем тринадцать метров в диаметре.

На высоте восемнадцати метров этот круг перекрывает легкий, будто не на что не опирающийся сферический купол. Но это лишь кажется. Тонкостенная железобетонная оболочка купола покоится на двадцати четырех облицованных мрамором мощных колоннах, основание которых уходит под землю на четыре с половиной метра. И больше ни одной точки опоры.

В практике нашего строительства еще не было случая постройки подобного свода двойной кривизны из монолитного железобетона. В центре купола впервые в стране смонтирована уникальная колосниковая решетка. Каждый из 152 ее колосников в состоянии выдержать груз в 250 килограммов. А это позволяет подвешивать воздушную аппаратуру для любых номеров программы.

Много труда отняли работы по устранению эха. На обтяжку купола пошло 1200 метров поплина. Зато неожиданно для самих строителей оказалось, что чистота звучания значительно улучшилась. Теперь, даже вполголоса сказанное на манеже слово отчетливо слышно в любом месте зрительного зала.

Стоит сказать несколько слов и о так называемой «гребенке» амфитеатра, на которой монтируются яруса кресел. Инженер Н.Т. Кейда предложил и здесь использовать монолитный железобетон. В результате получилась огромная железобетонная чаша с толщиною стенок в 12 сантиметров. Внешняя сторона ее стала стеною фойе, а внутренняя – основанием амфитеатра.

Закулисная часть нового цирка – пятиэтажное здание, равное по объему 80-и квартирному дому. Здесь же расположены музей, гримуборные, большой репетиционный зал, столовая, комната отдыха, душевые, медпункт. Здесь же электрическая подстанция.

Не забыты и четвероногие помощники артистов – животные. Проектировщики и строители предусмотрели для них пять больших боксов.

В Ростовском цирке работали такие известные режиссеры как В. Вольный, Е.М. Рябчуков.

В 1961г. режиссером Е. Рябчуковым выпущена пантомима «Пароход идет «Анюта», по сути, театрально-цирковой спектакль, отработавший по циркам страны 1800 представлений.

Ранее в цирках создалась новая форма спортивного зрелища — «Чемпионат французской борьбы». На манежах цирков выступило первое поколение атлетов, таких как Янковский (Урсус), Лурих, Збышко-Цыганевич, итальянец Семипапий. Чуть позже в Ростовском цирке начинали делать свою карьеру Григорий Кащеев, «Великан Проня», ростовчанине Ф. Михайлов, И. Шемякин, Абасов, И. Заикин. И в это время загорается самая яркая звезда борьбы – И.М. Поддубный.

На манеже Ростовского цирка не раз блистали имена цирковых артистов: Дуровых, Запашных, Кио, Филатовых, Волжанских, Корниловых, Буслаевых, Карандаша, Олега Попова, Владимира Довейко, Тамерлана Нугзарова, Юрия Мерденова, Вячеслава Черниевского и многих других мастеров государственного цирка.

В Ростовском цирке режиссером-педагогом, Заслуженным деятелем искусств РФ, Владиленом Левшиным было создано более 40 цирковых номеров, многие из которых стали лауреатами российских и международных фестивалей и конкурсов циркового искусства.

В настоящее время Ростовский цирк обладает мощным творческим потенциалом, здесь ищут и готовят молодые артистические кадры, пишут новую музыку, ставят уникальные трюки для воздушных цирковых номеров.
Ростовскому цирку по плечу решение самых сложных творческих задач, он живет и работает на подъем Российского циркового искусства.

В настоящее время творческой группой Ростовского государственного цирка реализуется огромное количество ярких номеров и шоу-программ. Их перечень обновляется в течение каждого сезона. Технические особенности, размер арены и сам зал цирка в Ростове-на-Дону позволяют проводить яркие выступления практически любой сложности.

За что люди любят цирк?

За что люди любят цирк? Прежде всего за то, что цирк — всегда праздник. Здесь играет музыка, сверкают огни, артисты делают то, что в обычной жизни никогда не встретишь. Здесь человек ходит на руках, скачет на лошади, стоя во весь рост в седле, или запросто кладет голову в пасть хищнику. Цирк любят за искренность, за полную открытость и смелость.

Дорогие, друзья предлагаем вам принять участие в викторине «Цирк! Цирк! Цирк! Желаем удачи!

Артисты цирка.

Часто цирк ассоциируется с яркими, захватывающими дух или заражающими оптимизмом номерами. Действительно, где, если не в цирке, можно увидеть столько неординарных личностей с уникальными способностями, умениями и готовностью неустанно развлекать публику? Кажется, что жизнь циркового артиста насыщена беззаботностью и весельем, но, между тем, его работа – это тяжёлый труд.

В цирке работают представители нескольких артистических профессий: доессировщики,иллюзионисты, клоуны, акробаты, гимнасты, эквилибристы, наездники. При этом в каждой из цирковых профессий существует по несколько разных специализаций. Например, гимнасты могут работать в таких жанрах: воздушнаый полёт, гимнаст на кольца, на полотнах, на трапециях или на ремнях и т.д. Для овладения профессиональными навыками каждому из этих специалистов требуются годы тренировок. В такой сфере вряд ли смогут проявить себя те, кто не готов посвятить цирковому искусству всю свою жизнь.

Труд цирковых артистов не ограничивается лишь выступлениями перед зрителями, большая часть их времени посвящена тренировкам и репетициям, поиску новых идей для номеров. Кроме того, вместе с режиссёрами, музыкантами, художниками они обдумывают свой сценический образ, детали постановки номера. Специалисты, работающие в городах, где есть отдельное здание для цирка, зачастую трудятся именно там и иногда выезжают с концертами. Однако сотрудники передвижных цирков находятся в постоянных гастрольных разъездах. Кроме выступлений на цирковой арене артисты цирка приглашаются для участия в праздничных концертах, утренниках, фестивалях.

Артисты цирка много времени проводят в тренировках, поэтому им необходимы физическая выносливость и упорство. Одновременно они не должны показывать публике свою усталость. Задача цирковых заключается не только в демонстрации уникальных способностей, но и в умении интересно их преподнести. Им потребуются артистичность, творческое мышление, богатая фантазия, обаяние. Как любые артисты они должны уверенно чувствовать себя на публике.
Клоунам нужно быть не просто весёлыми и непринуждёнными в общении, но и хорошо знать психологию людей, чтобы чувствовать настроение зрителей. Акробатам, воздушным гимнастам, эквилибристам, наездникам, дрессировщикам животных нужно быть готовыми к риску и непредсказуемым ситуациям. Иллюзионистам понадобятся ловкость, находчивость, хорошая память для запоминания фокусов. В целом, артистам цирка следует быть готовыми к участию в гастрольных турах и проживанию в не совсем комфортных условиях.

Предлагаем вам узнать люди каких профессий работают в цирке.

Листая книжные страницы.

Одна из особенностей циркового искусства заключается в том, что оно служит одинаково и взрослым и детям. Цирк является предметом ребячьих игр. В не меньшей степени любят они рисовать цирк и, уж конечно, читать про него. Не случайно цирковая тематика занимает видное место в детской литературе.

Сколько удивительного происходит под этим высоким и ярким куполом! Цирк — место особое. Здесь на арене разыгрываются блистательные номера, а за кулисами течет своеобразная жизнь. Книги про цирк откроют вам уголок этого бурного мира, в который не пускают зрителей. Вы узнаете о страстях, бушующих вне арены. О животных и секретах их дрессировки. О нелегком труде клоунов, акробатов и мастеров иллюзий. Обо всем, что предшествует представлению и начинается после него. О сознательном выборе артистами сложной, но увлекательной кочевой жизни. Яркий, шумный и сложный мир ждет вас под обложкам книг про цирк.

12+Аннотация к книге Григорович Д. В. «Гуттаперчевый мальчик»:эта история короткой трагической жизни мальчика-сироты, волей судьбы попавшего в руки циркового акробата – человека грубого и жестокого, пробуждает в читателях чувство милосердия и сострадания. Невероятно сильная по своему эмоциональному накалу, повесть «Гуттаперчевый мальчик» сразу после первой публикации стала одной из самых читаемых детских книг и вошла во все школьные хрестоматии.

6+Аннотация к книге Драгунский В. Ю. Девочка на шаре:Небольшой рассказ В. Драгунского «Девочка на шаре» полон лиризма, немного даже грустного, несмотря на авторскую улыбку. Как некое волшебное видение возникает перед мальчуганом, попавшим в цирк на представление, девочка, демонстрирующая эквилибр на голубом шаре. Она «какая-то особенная», «милая и необыкновенная», «как в сказке», — думает о ней мальчик, и нет спору, что эту внезапно появившуюся, подобно робкому, зеленому ростку, первую детскую любовь к маленькой артистке и к цирку вообще он пронесет через всю свою жизнь; к такому выводу должны прийти сами юные читатели.

6+Аннотация к книге Дуров В. Л. Мои звери: Владимир Леонидович Дуров – знаменитый дрессировщик и заслуженный артист. Он с детства любил заниматься с животными и птицами, и это стало делом всей его жизни. Дрессировщик никогда не мучил зверей, и они искренне к нему привязывались. В итоге рождались уникальные, не виданные ранее номера. Публика была в восторге! Но особенно эти представления полюбили дети. Именно для них Владимир Дуров написал книжку, которую мы предлагаем вашему вниманию. В ней живут воспитанники знаменитого артиста – обезьянка Мимус, свинка Чушка-Финтифлюшка, слон Бэби, морские львы Лео, Пицци и Васька, журавли-танцоры и ещё много других его подопечных, ставших настоящими артистами цирка.

6+Аннотация к книге Куприн А. И. Слон: Рассказ русского писателя-классика А. И. Куприна (1870-1938) о маленькой девочке, которая подружилась со Слоном, пришедшим к ней домой.

6+Аннотация к книге Цирк, да и только !: Поход в цирк – это всегда праздник. Его волшебная атмосфера никого не оставляет равнодушным. Ведь цирк – это место, где творятся настоящие чудеса, где в каждом взрослом просыпается ребёнок. Что же говорить о детях! Блеск, шум, смех, яркие краски, бравурная музыка, ослепительно смелые трюки, виртуозные фокусники – всё это захватывает юных зрителей, проникает в душу, дарит им радость. Замечательному искусству цирка посвящено немало повестей и рассказов, фильмов, песен… В этой книге собрано несколько историй о цирке, написанных известными отечественными писателями для детей. Тут есть и над чем посмеяться, и о чём поразмышлять.

Благодарная и очень нужная тема цирка, воспитывающая у детей лучшие человеческие качества, еще полностью не исчерпана и ждет своих новых авторов.

Цирк — это волшебство, это мир детства, ярких огней и весёлой музыки, ярких переливающихся тканей, сладкого замирания сердца и смеха.

В. Хромова.