По улицам родного города. Береговая

Ретро-путешествие.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Как я рад увидеть снова
Эти улочки Ростова
И бродить по ним, мечтая, днём и ночью.
И даю, Вам, трижды слово:
«Эти улочки Ростова
Я люблю душой и сердцем очень, очень».

И. Хентов.

У каждого из нас – своя малая Родина. И пока мы интересуемся прошлым, изучаем свою историю –не прерывается связь поколений.  И сегодня у нас в с вами очередное путешествие по набережной – по улице Береговой. Мы с вами уже прогулялись и узнали об основании улицы Пушкинской, проспекта Чехова,  прогулялись в Парке имени 1 Мая, побродили по Городскому саду , узнали о владельцах доходных домов нашего города, архитекторах, их строивших, ну и, конечно же, как же без развлечений? Мы вспомнили Р.И. Штремера и А.А. Ханжонкова – известных ростовский кинопромышленниках, основавших первые кинотеатры в городе, а поскольку ростовчане – большие поклонники театра, мы познакомили читателей с Владимиром Асмоловым, первым основателем ростовского театра.

Набережная реки Дон в Ростове-на-Дону строилась с 60-х годов 19 века. Дважды придумывались проекты строительства, но оба так и не осуществились.

В 1895-1905 годы в Ростове-на-Дону возвели грузотоварную набережную с пирсом, куда провели воду и освещение. Здесь находились огромные каменные склады с железом, медью, зерном, а также работали лесные и рыбные биржи, таможня. Народ собирался на пассажирских и грузовых пароходных пристанях.

В советское время при реконструкции набережной убрали железнодорожные пути и склады. Краны перенесли выше по течению Дона. Тогда здесь и начала формироваться зона отдыха с бульварами и цветниками.

История ростовской набережной неразрывно связана с историей улицы Береговой – одной из старейших улиц города. На месте старинной дороги сформировалась улица, названная в 60-х годах XIX века Береговой. Улица осваивалась очень интенсивно, не оставляя свободных участков. Строения стояли стена к стене. В связи с частыми пожарами Городская Дума запретила в 1873 году деревянное строительство на Береговой улице. Здания здесь должны были быть кирпичными и с крышей из железа.

Предлагаю вниманию читателей видеопрезентацию «По улицам родного города. Береговая»

.

Первый проект строительства набережной был выдвинут военным строителем — подполковником Шмелевым в 1834 году. Проект остался на бумаге – не нашлось средств.

Осуществление работ по благоустройству набережной растянулось на долгие годы. От бесконечных разговоров в 1895 году переходят к делу, и начинается постройка портовой набережной.

Набережная являлась самым оживленным местом. Сезонные рабочие нанимались в порт в поисках заработка. Здесь находились громадные каменные корпуса хлебных амбаров, склады железа, меди и скобяного товара, каменного угля, лесные биржи, таможня, биржи по торговле рыбой и прочее. Здесь были сосредоточены пароходные пристани пассажирского и грузового движения. Порт был известен особенно хлебными грузами. Суда с пшеницей шли в Голландию, Англию, Италию, Грецию, Францию, Испанию. Зерновые экспортные склады середины – конца XIX века и сейчас можно увидеть у берегов Дона по ул. Береговой, 47-51 (пять корпусов) – всем известные как «Парамоновские склады».

Для вас, уважаемые читатели, подготовлена виртуальная книжная выставка «Город, который я люблю»:

Самый старый корпус Парамоновских складов построен в середине XIX века, последний – в конце 1890-х годов. За время своего существования склады принадлежали разным владельцам и фирмам, но их принадлежность до сих пор приписывается одному хозяину, знаменитому зернопромышленнику Елпидифору Парамонову.

Инженеры грамотно воспользовались уникальной природной особенностью данного места – родниками, круглый год бьющими со склона донского берега. Они собрали родниковую воду в желоба и пропустили эти желоба сквозь складские помещения. Температура родниковой воды Парамоновских складов постоянна зимой и летом – 9°C. И эта система желобов поддерживала в складах пониженную температуру, благоприятную для хранения зерна.

Склады чудом уцелели во время бомбардировок времён Великой Отечественной войны. Хотя одна авиабомба всё-таки в них попала, нарушив систему водоохлаждения.

В 1985 году Парамоновским складам был присвоен статус памятника истории и культуры местного значения. Чуть позднее историческая постройка получила статус памятника федерального значения.

Только в советское время благоустройство набережной стало связываться со строительством и озеленением города. Очередной генеральный план Ростова был составлен в 1939 году. Великая Отечественная война помешала его осуществлению. В 1944 году академик архитектуры В. Н. Соколов составил новый проект реконструкции центральной части набережной Набережную расчистили, разбили несколько бульваров и цветников.

А сейчас предлагаем вашему вниманию занимательную онлайн-мозаику из 45 пазлов, сложив которую, вы увидите одно из самых прекрасных мест нашего города:

Свой современный и благоустроенный облик Ростовская набережная обрела в 1949 году. Ростовчане впервые со дня основания города получили выход на правый берег Дона. Тысячи жителей несколько месяцев в свободное от основной работы время трудились на благоустройстве набережной.

Дальнейшее благоустройство набережной было проведено уже после Великой Отечественной войны, в 1949 году. Береговая территория была реконструирована и превращена в зеленый бульвар.

7 августа 1949 года состоялось торжественное открытие Ростовской набережной. В 1949 году в её пейзаж вошел силуэт восстановленного железнодорожного моста рядом с рекой Темерник, в 1965-м — бетонный автодорожный Ворошиловский мост.

В 1971 году было завершено строительство нового участка набережной от проспекта Соколова до Кировского проспекта, протяжённостью больше километра. Общая длина набережной составляет уже 3 километра.

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Н. Ряшенцева.